• (391) 271-22-38
  • odum@odum24.ru
  • www.odum24.ru

Надо ли вести учет выбросов и их источников, какие последствия в случае бездействия?

В природоохранном законодательстве встречаются устаревшие требования, которые, с одной стороны, не подкреплены подзаконными актами, регулирующими порядок их соблюдения, а с другой стороны, являются «технически» исполнимыми, что не позволяет предать такие требования забвению.

Пример — требование в области охраны атмосферного воздуха, устанавливающее обязанность владельцев стационарных источников выбросов по ведению учета (в том числе):

  • выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
  • источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Данная обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов, предусмотрена абзацем седьмым п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», начиная с его первой редакции, и по сей день.

До 11 июня 2014 г. учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источников осуществлялся владельцами стационарных источников выбросов в соответствии с формами первичного учета, установленными Приказом ЦСУ СССР от 09.06.1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», более известными как формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.

Приказ ЦСУ СССР от 09.06.1981 г. № 329 признан недействующим Приказом Росстата от 11.06.2014 г. № 430.

В настоящее время формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха отсутствуют.

Несмотря на то, что законодательством не установлены требования к порядку и особенностям оформления результатов учета выбросов и их источников, для цели исключения рисков привлечения к ответственности за нарушение ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», целесообразно осуществлять фиксацию результатов учета в любой форме (возможно для этих целей даже использовать в качестве образцов утратившие силу формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3).

Вместе с тем, следует учитывать, что при проверке инспектор:

  • хотя и вправе запрашивать у природопользователя (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке) представление данных, свидетельствующих о ведении учета выбросов и их источников,
  • однако не вправе требовать представления таких данных, оформленных именно в соответствии с формами ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.

— Источник: t.me/ecologyLawyer