+ 7 (391) 271-22-38     odum@odum24.ru    www.odum24.ru

Анализ позиций ведомств по отчетности СМСП об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Бывают ситуации, в которых взгляды двух органов государственного управления на одну и ту же правовую проблему разнятся. Так, в письмах Минприроды России и Росприроднадзора от 13.07.2015 года, разъясняющих порядок представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства,

оба этих ведомства по-разному видят ответственность предпринимателей, нарушивших порядок такой отчетности. По мнению Минприроды ответственность за данные нарушения предусматриваются ст.8.2 КоАП РФ, в то время как Росприродназор видит здесь компетенцию ст.8.5 КоАП.

Представляем вашему вниманию анализ позиций ведомств, проведенный специалистами компании «Интеграл»:

 

О направлении разъяснений. Письмо Минприроды России от 13.07.2015 № 12-47/16251 О направлении разъяснений. Письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП), утвержденны приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.
Нарушение СМСП, требования ч.3 ст.18 Закона, в том числе непредставление Отчетности в срок, установленный Порядком, представление Отчетности, имеющей неточные, недостоверные сведения, представление Отчетности, имеющей сведения, не подтвержденные документами, предусмотренными Порядком в качестве приложений к Отчетности, образует в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщить такую информацию, влечет применение административных мер, предусмотренных ст.8.5 КоАП РФ.
Размер штрафа по статье 8.2 составляет:
  • на граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Размер штрафа по статье 8.5 составляет:

  • на граждан — от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

В обоснование своей позиции Росприроднадзор ссылается:

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Данная ссылка представляет собой толкование Росприроднадзором позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая дословно звучит как:

«Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».

Таким образом, предметом правонарушения является совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Бездействие может выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

С 1 января 2015 года документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

об обращении с отходами производства и потребления.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами содержит общие нормы права, регулирующие отношения при обращения с отходами. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации содержит специальные нормы права, регулирующие отношения при сокрытии или искажении экологической информации.