+ 7 (391) 271-22-38     odum@odum24.ru    www.odum24.ru

3.2. Что проверяет инспектор в области охраны атмосферного воздуха

 

 

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» под государственным надзором области охраны атмосферного воздуха понимаются:

  1. 1) деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных требований посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  2. 2) деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.

Этим же Федеральным законом определено, что государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции.

Федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Росприроднадзором. Региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции.

Федеральным и региональным органам власти предоставлены практически равные полномочия в природоохранной сфере.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждён постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285, в соответствии с которым Минприроды России утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В 2010 г. приказами Минприроды России были утверждены списки порядка 80 тыс. объектов по всем 83 субъектам Российской Федерации (http://rpn.gov.ru/ node/1895). Проводится работа по их актуализации.

Право на осуществление государственного надзора за охраной атмосферного воздуха имеют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, перечень которых определён постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и её территориальных органов, осуществляющих федеральных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)».

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действующими в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Должностные лица органов государственного надзора, осуществляющие надзор за охраной атмосферного воздуха, имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении прочерки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещении, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • проверять соблюдение установленных нормативов выбросов и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
  • определять размеры вреда, причинённого окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
  • аннулировать разрешения на выбросы и разрешения на вредные физические воздействия на атмосферный воздух или приостанавливать действие таких разрешений на определённый срок, если их условия не соблюдаются;
  • вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • предъявлять в установленном законодательством порядке иски о возмещении вреда, причинённого окружающей среде и её компонентам в результате нарушений обязательных требований;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - закон № 294-ФЗ).

Плановые проверки в области охраны атмосферного воздуха проводятся в соответствии со ст. 9 закона № 294-ФЗ, внеплановые проверки - по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10. Следует отметить, что Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - закон № 242-ФЗ) внесены дополнения в законодательство, касающееся расширения оснований для проведения внеплановой проверки. Новым основанием является приказ (распоряжение) органа государственного контроля (надзора), изданный исходя из требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Перед началом проведения проверки инспектор по охране природы в первую очередь рассматривает документы субъекта хозяйственной и иной деятельности, имеющиеся в распоряжении Росприроднадзора или его территориального органа, в том числе акты и документы предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Затем в процессе проверки инспектор устанавливает наличие обосновывающей, разрешительной, организационно-распорядительной, плановой, договорной и отчётной документации, разработанной и оформленной в установленном порядке.

Основными документами, подлежащими проверке, как правило, являются:

  • приказ (распоряжение) руководителя предприятия (организации) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
  • материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ);
  • временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов, нормативов ПДВ);
  • план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и отчёт о ходе выполнения этого плана в целях достижения нормативов ПДВ (при невозможности соблюдения нормативов ПДВ);
  • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • журналы первичного учёта по охране атмосферного воздуха: журнал по форме ПОД-1 (учёта стационарных источников выбросов и их характеристик), журнал по форме ПОД-2 (учёта выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха), журнал по форме ПОД-3 (учёта работы газоочистных и пылеулавливающих установок);
  • план-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;
  • договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);
  • результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);
  • документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для предприятий, имеющих такие источники выбросов;
  • паспорта на каждую газопылеулавливающую установку;
  • расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • отчёт по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • иные документы, относящиеся к предметам проверок;

После ознакомления с документацией инспектором по охране природы по карте-схеме предприятия проводится обход территории предприятия, производственных участков, площадок, цехов и осмотр линий, газопылеулавливащего оборудования в целях проверки соответствия данных, приведённых в инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, и нормативов ПДВ.

Осмотр объектов контроля, отбор проб промышленных выбросов должны производиться в присутствии законных представителей проверяемого лица, с соблюдением требований безопасности, установленных на объекте.

При необходимости инспектором по охране природы привлекается специализированная лаборатория для проведения инструментального контроля и определения соответствия количественного и качественного состава промышленного выброса от источника установленным нормативам ПДВ для данного источника.

Выявленные факты представления хозяйствующим субъектом недостоверной и Искажённой информации (например, несоответствие фактических данных сведениям, представленным в инвентаризации) являются основанием для принятия мер административного воздействия. Порядок производства по делам об административных правонарушениях соответствует КоАП РФ.

Следует отметить, что законом № 242- ФС внесены дополнения в КоАП РФ в части установления ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

В соответствии со ст. 19.4.1 КоАП РФ:

  • воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечёт за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на должностных лиц - от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс.руб.;
  • повторное совершение административного правонарушения влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 2С тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

По результатам проверки государственный инспектор по охране природы составляет акт, в котором отражает все выявленные нарушения.

В целях устранения нарушений выдаётся предписание с указанием сроков его выполнения.

Наиболее характерными нарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются:

  • отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, непроведение её в установленные сроки;
  • проведение инвентаризации выбросов в неполном объёме;
  • предоставление недостоверных данных в материалах инвентаризации;
  • отсутствие разработанных и (или) утверждённых нормативов ПДВ;
  • выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения;
  • несоблюдение условий разрешения на выброс;
  • отсутствие или ненадлежащее осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (неисполнение или не в полном объёме выполнение плана-графика контроля ПДВ) и т.д.

Подготовка инспекторского состава должна осуществляться на основе анализа нормативных правовых актов и обязательно подкрепляться правоприменительной практикой.

В целях повышения эффективности проведения надзорной деятельности в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзором для инспекторского состава в качестве методических рекомендаций разработана и утверждена приказом от 01.03.2011 № 112 Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Это своего рода маленькая энциклопедия, которая вобрала в себя требования нормативных правовых актов в сфере охраны атмосферного воздуха. Данная Инструкция будет полезна и всем природопользователям для успешной организации производственного экологического контроля на предприятии.