+ 7 (391) 271-22-38     odum@odum24.ru    www.odum24.ru

3. Порядок проведения проверок Росприроднадзором

 

 

С 3 февраля 2013 г действует новый Административный регламент исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утверждённый приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191. 

В административном регламенте под государственным экологическим надзором понимается осуществление Росприроднадзором в пределах своих полномочий ряда функций, которые охватывают:

  1. государственный земельный надзор;
  2. государственный надзор в области обращения с отходами;
  3. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  4. государственный надзор в области охраны водных объектов;
  5. государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
  6. государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
  7. государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  8. государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  9. федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использовании объектов животного мира и среды их обитания на континентальном шельфе;
  10. государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В Административном регламенте закреплено, что Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный экологический надзор в соответствии с перечнем объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минприроды России.

В Административном регламенте за должностными лицами Росприроднадзора закрепляются права:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа о назначении проверки, посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Также в Административном регламенте перечислены обязанности должностных лиц Росприроднадзора при проведении проверки:

  1. своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды;
  2. соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  3. проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора или его территориального органа в соответствии с назначением проверки;
  4. проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора или его территориального органа и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
  5. не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  6. предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
  8. учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  9. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  10. соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;
  11. соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N2 294-ФЗ;
  12. не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  13. перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, ею уполномоченного представителя ознакомить их с положениями Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  14. осуществлять запись о проведённой проверке в журнале учёта проверок.

В Административном регламенте перечислены ограничения деятельности должностных лиц Росприроднадзора или его территориального органа при проведении проверок:

  • проверять выполнение обязательных требований, если в соответствии с компетенцией Росприроднадзора проверка таких требований не входит в их полномочия;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иной должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проведения такой проверки в случае причинения вреда окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • требовать представления документов информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счёт мероприятий по надзору.

Также при проведении плановых проверок согласно Административному регламенту Росприроднадзор привлекает к поведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

В Административном регламенте перечислены права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору. Так, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росприроднадзора;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роснрироднадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности лиц, в отношении которых осуществляется мероприятие по надзору:

  1. при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписания Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае выявления нарушений в результате планового мероприятия по надзору в Административном регламенте закреплены полномочия должностных лиц Росприроднадзора, направленные на соблюдение законодательства Российской Федерации. Так, должностные лица:

  • фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки;
  • выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, при этом предписания выдаются отдельно на каждое нарушение;
  • при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), возбуждают дела об административных правонарушениях и обеспечивают их рассмотрение в установленном порядке; за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами устанавливают и применяют административное наказание.

В случае если в ходе планового мероприятия по надзору стало известно, что в хозяйственной или иной деятельности, являющейся объектом проведения внепланового мероприятия по надзору, обнаружены нарушения требований законодательства, которые не относятся к компетенции Росприроднадзора, то информацию (сведения) о таких нарушениях должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа) обязаны направить в соответствующие уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации.

block-shemСогласно Административному регламенту при проведении внеплановых проверок в случае неповиновения законному распоряжению должностного лица Росприроднадзора, осуществляющего государственный экологический надзор, и (или) препятствования со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проведению проверки, а также ограничения доступа государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на проверяемую территорию должностное лицо Росприроднадзора обязано зафиксировать данный факт актом, составленным в произвольной форме, и направить акт с приложением необходимых документов с сопроводительным письмом в орган прокуратуры для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования в отношении субъекта хозяйственной или иной деятельности, а также составить протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 и (или) ст. 19.4.1 КоАП РФ и направить протокол со всеми необходимыми материалами в течение трёх суток с момента его составления в суд.

В разделе «оформление результатов проверок» Административным регламентом, в том числе закрепляются действия должностного лица Росприроднадзора в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный срок (не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки) должностное лицо структурного подразделения или территориального органа Росприроднадзора, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, направляет соответствующие материалы судебно приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке: предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, указанное должностное лицо в обязательном порядке составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, и направляет со всеми необходимыми материалами в течение трёх суток с момента его составления в суд.

Результаты административной процедуры могут быть представлены в виде:

  • акта проверки;
  • предписания об устранении нарушений законодательства;
  • протокола об административном правонарушении;
  • постановления о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территориях особых экономических зон государственный экологический надзор имеет следующие особенности:

  1. срок проведения плановой проверки составляет не более 15 рабочих дней со дня начала её проведения; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проверки может быть продлён, но не более чем на 10 рабочих дней;
  2. при внеплановых проверках, проводимых по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами, срок их проведения не может превышать 5 рабочих дней. 

Согласно Административному регламенту действия должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, принятые в рамках осуществления государственной функции, могут быть обжалованы, если заинтересованное лицо не удовлетворено решением, принятым в ходе проверки, руководителю Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) или его уполномоченному заместителю.